
Как работает система ОМС: компания «СОГАЗ-Мед» рассказывает о нюансах страховой медицины

Полис обязательного медицинского страхования (ОМС) – это важный документ, который позволяет гражданам нашей страны получить большой спектр бесплатных медицинских услуг. В рубрике «Вопрос-ответ» директор Уфимского филиала страховой компании «СОГАЗ-Мед» Фарахова Диана Тагировна. отвечает на самые актуальные вопросы о работе российской системы ОМС и роли компании «СОГАЗ-Мед» в ней, профилактических мероприятиях и роли страховых представителей.

Как функционирует система ОМС в России?
Директор Уфимского филиала страховой компании «СОГАЗ-Мед» Фарахова Диана Тагировна:

Объем бесплатной медицинской помощи для предоставления в системе ОМС определяется программой ОМС, которая является составной частью Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа утверждается Правительством РФ ежегодно и с ней можно познакомиться, в том числе на нашем сайте sogaz-med.ru. Помощь оказывают в государственных и некоторых частных медорганизациях, включенных в систему ОМС.
Полис ОМС, который вы оформляете в страховой медицинской организации по своему выбору, позволяет бесплатно получать первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, и, разумеется, скорую (за исключением санитарно-авиационной).
Для финансирования медицинской помощи в рамках ОМС созданы специальные фонды – федеральный и территориальные фонды ОМС. Федеральный фонд ОМС является единственным страховщиком, который аккумулирует страховые взносы на ОМС, оплачиваемые работодателями за работающих и за неработающее население – органами власти субъектов РФ. Для оплаты страховых взносов государством установлены единые правила.
Один из принципов ОМС – это возможность получения равной медицинской помощи независимо от места проживания. Поэтому средства, аккумулированные в ФФОМС, Федеральным законом по единым правилам распределяются субъектам РФ для предоставления медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС, тем самым выравниваются условия ее предоставления на всей территории России.
Страховые медицинские организации (СМО) получают средства на оплату медицинской помощи также по установленным правилам, из территориальных фондов.
СМО выдают гражданам полисы ОМС, информируют застрахованных лиц (ЗЛ) об их правах и возможностях в системе ОМС, содействуют в получении медпомощи, приглашают на диспансеризацию и профилактические осмотры, защищают права граждан в досудебном и даже судебном порядке.
Важно знать, что полис ОМС позволяет гражданам получать медпомощь в рамках базовой программы ОМС по всей России, а в регионе страхования – в рамках территориальной программы ОМС, которая, как правило, шире базовой, т.к. формируется исходя из специфики здоровья населения данного конкретного региона. Для получения медпомощи необходимо обратиться в поликлинику по месту прикрепления с полисом или паспортом.


Какие основные принципы работы с застрахованными реализует компания в системе ОМС?
Директор Уфимского филиала страховой компании «СОГАЗ-Мед» Фарахова Диана Тагировна:

Наш принцип работы с застрахованными – пациентоориентированность, основанная на дружелюбии, уважении, понимании запросов застрахованного и умении их решать, внимание к эмоциональному состоянию человека. В центре работы компании в первую очередь потребности пациента, индивидуальный подход и внимательность к каждому застрахованному в каждом случае.
Это выражается в том числе и в сервисной составляющей. С нами можно связаться по телефону 8 800 100 07 02 (наш контакт-центр работает круглосуточно, звонки по России бесплатны), через сайт и мобильное приложение «СОГАЗ ОМС», прийти в наш офис.

По каким поводам и как часто обращаются в «СОГАЗ-Мед» застрахованные за помощью? Как устроены уровни страховых представителей и как распределены их обязанности?
Директор Уфимского филиала страховой компании «СОГАЗ-Мед» Фарахова Диана Тагировна:



В 2016 году был создан трехуровневый институт страховых представителей как элемент пациентоориентированного здравоохранения, чтобы пациент не оставался один на один с возникающими проблемами при оказании ему медицинской помощи, в которых не всегда можно разобраться самостоятельно.
Большая часть вопросов застрахованных решается представителями 1-го уровня. Эти специалисты первыми взаимодействуют с застрахованными. Принимают звонки в контакт-центре, отвечают в онлайн-чате на сайте и в приложении «СОГАЗ ОМС».
Если ситуация сложная, тем более, когда речь идет о нарушении права гражданина на медицинскую помощь по ОМС, подключаются страховые представители второго и третьего уровней.
Представители 2-го уровня информируют и сопровождают застрахованных при получении медицинской помощи, оперативно подключаются к разрешению спорных ситуаций. Представители 3-его уровня работают с письменными обращениями, индивидуально сопровождают застрахованных, оказывают им правовую и методическую поддержку, а еще проводят экспертизу качества медицинской помощи.

Мы принимаем участие в реализации национального проекта «Здравоохранение», направленного на увеличение продолжительности жизни наших людей, снижение заболеваемости и смертности. Важнейшая работа страховых представителей заключается в привлечении застрахованных к профилактическим мероприятиям, в том числе к диспансерному наблюдению, путем индивидуального и публичного информирования, а также экспертно-контрольных мероприятий качества их проведения.
Страховые представители осуществляют информационное сопровождение пациентов с заболеваниями, лидирующими в структуре смертности населения, оказывают им содействие в получении медицинской помощи.
Сегодня приоритетной задачей для страховых представителей является сопровождение участников СВО и членов их семей на всех этапах оказания им медицинской помощи и содействие в ее получении при возникновении проблем.

Страховые представители обязаны своевременно информировать граждан о возможностях получения бесплатной медицинской помощи в системе ОМС. Для этого используются различные каналы: sms-информирование, email-рассылки, push-уведомления, почтовые отправления писем, автоинформирование с помощью роботов, путем телефонного обзвона. Например, Уфимский филиал компании «СОГАЗ-Мед» ежемесячно направляет около 7660 тысяч индивидуальных сообщений, в том числе о возможности прохождения в медицинских организациях Республики Башкортостан профилактических мероприятий, включая диспансерное наблюдение.


В настоящее время большое внимание уделяется профилактике заболеваний. Ведь болезнь легче предотвратить, чем лечить. На какие профилактические мероприятия могут рассчитывать застрахованные по ОМС?
Директор Уфимского филиала страховой компании «СОГАЗ-Мед» Фарахова Диана Тагировна:

К ним относится диспансеризация – это комплексное обследование для оценки состояния здоровья, выявления заболеваний, риска их развития. Для переболевших COVID-19 предусмотрена углубленная диспансеризация. Мужчины и женщины в возрасте 18–49 лет, желающие стать родителями, могут пройти оценку репродуктивного здоровья в ходе диспансеризации. Все это бесплатно по полису ОМС.
Диспансеризацию по полису ОМС каждые три года могут проходить граждане с 18 до 39 лет. После 40 лет – ежегодно. Для прохождения выберите удобное время и запишитесь через колл-центр поликлиники или сайт «Госуслуги». Возьмите с собой паспорт или выписку о полисе ОМС. Обращаю ваше внимание, что по трудовому кодексу работники имеют право на освобождение от работы в целях прохождения диспансеризации.
Еще каждому застрахованному доступен профилактический медицинский осмотр, его можно проходить ежегодно. По сути, это сокращенный вариант диспансеризации, но не менее информативный. Подробную информацию о перечне мероприятий, входящих в диспансеризацию, вы можете узнать на нашем сайте в разделе «Профилактика и диспансеризация».


Какую работу, направленную на повышение мотивации к здоровому образу жизни, проводит «СОГАЗ-Мед»?
Директор Уфимского филиала страховой компании «СОГАЗ-Мед» Фарахова Диана Тагировна:

Мы раскрываем нюансы профилактики по ОМС, а также продвигаем идеи здорового образа жизни среди наших застрахованных, участвуя в реализации плана Минздрава России по организации недель здоровья, в донорском движении, в проекте «Добро на предприятие», выезжаем в труднодоступные населенные пункты для информирования жителей. В результате этих мероприятий у застрахованных формируется приверженность к профилактике заболеваний и соблюдению здорового образа жизни, ведь все они посвящены простой, но очень важной истине — нет богатства дороже здоровья, его нужно беречь.

Также более 5 лет сотрудники Корпоративного учебного центра страховой компании «СОГАЗ-Мед» проводят обучающие семинары для работников регистратур и медицинского персонала поликлиник, скорой помощи и больниц по тематике пациенториентированности и борьбы с профессиональным выгоранием. За это время обучение уже прошли более 3 тыс. специалистов из более чем 670 медицинских организаций в 28 регионах страны. Отзывы от обучающихся исключительно положительные, ведь они получают эффективный инструментарий для поддержания своего профессионального имиджа и борьбы со стрессом.

Как защитить и сохранить самое главное для каждого человека — здоровье?
Директор Уфимского филиала страховой компании «СОГАЗ-Мед» Фарахова Диана Тагировна:


1182