Клиповое мышление: не смертельно, но и не безвредно
В последнее время родители и специалисты бьют тревогу: дети не могут на чем-то долго сосредоточится, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, плохо усваивают информацию. Им не под силу прочитать большие повести даже по главам, они не умеют конспектировать. Не задумываются, что при решении задачи не может получиться 1,5 человека, а из 6 км невозможно вычесть 2 часа. При выполнении домашних заданий стараются воспользоваться всевозможными краткими сведениями, готовыми сочинениями, решебниками. Что с ними происходит и как им помочь?
Рассказывает педагог-психолог Туймазинского филиала ГБУ РЦСУ, Петрова Алия Рамилевна
В чем проблема?
Современное поколение детей очень сильно отличается от предыдущих. Дети и подростки по-другому смотрят на мир, чем их родители, которые учились на книгах, по-другому воспринимают новый материал: очень быстро и в другом объеме. Объясняется это тем, что у детей сформировано клиповое мышление – это особенность человека воспринимать мир как видеоклип через короткие яркие образы, не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий и информации. С клиповым мышлением не рождаются, оно формируется через просмотр современных сериалов, фильмов и мультфильмов, в процессе систематического просмотра коротких видеороликов, пролистывания ленты друзей в социальных сетях, чтения кратких пересказов литературных произведений и прочих феноменов, связанных с быстрым поверхностным потреблением информации в условиях нехватки времени.
Что делать?
Конечно, проще всего запретить детям пользоваться гаджетами и соцсетями, смотреть телевизор, современные фильмы, мультфильмы, видеоклипы и т.д. Но это, конечно, не разумно. Многие родители вообще уверены, что клиповое мышление – это сплошной вред для их детей. Но важно понять, что в такой реальности мы живем, и все, что нам остается, – это учиться правильно с ней взаимодействовать, учитывая эту особенность современных детей.
Есть несколько рекомендаций для родителей, которые помогут снизить негативные последствия клипового мышления у ребенка и, напротив, будут способствовать формированию у него полезных навыков. Вот эти «противоядия» от клипового мышления:
1) Чтение художественной литературы и просмотр старых фильмов.
Важно читать Пушкина, Толстого, Диккенса, Вольтера и других классиков отечественной и мировой литературы. Их произведения тренируют умение анализировать, учат размышлять. В отличие от телевидения, где восприятием зрителя управляют, при чтении художественной литературы человек создаёт образы самостоятельно. Представляет героев, события, обстановку. Поэтому родителям необходимо прививать ребенку любовь к чтению с детства. То же самое со старыми фильмами. В них обстановка меняется редко, диалоги между героями сложные. С непривычки это может показаться скучным занятием, но постепенно вы поймёте, как здорово следить за логически выверенным сюжетом.
2) Творческое письмо.
Написание сочинений, эссе, статей, собственных проектов, краткий анализ своих впечатлений от увиденного фильма, прочитанной книги может помочь детям в развитии аналитических и критических навыков. Дети учатся выражать и структурировать свои мысли, обогащая внутренний мир и приобретая навыки для эффективного общения.
3) «Метод парадоксов».
Парадокс значит противоречие. Дети с пассивным сознанием принимают многие утверждения на веру, но когда детям озвучиваются два взаимоисключающих утверждения, как правило, они задумываются. Например: Бетховен сочинял грандиозные симфонии, но при этом был глухим. Как это объяснить? Поиск парадоксов и противоречий учит размышлять.
4) Дискуссии.
Суперполезно детям устраивать дискуссии со сверстниками или взрослыми. Можно найти темы, которые вас действительно беспокоят (события в мире, экономика, культура). Участие в дискуссии учит их участников отстаивать свою точку зрения, и понимать противоположную, развивает логику.
5) День отдыха от информации.
В этот день нельзя ничего смотреть или читать. Потребление заменяется созиданием и творчеством: можно писать, рисовать, общаться оффлайн. В остальные дни важно следить за способом поглощения информации. Например, хотя бы не часто переключать каналы и смотреть полноценные фильмы, читать большие тексты.
6) Регулярное использование упражнений для мозга и нейрогимнастики.
Решение головоломок, игр на память и других упражнений для мозга способствует развитию познавательных навыков. Благодаря таким упражнениям легче запоминать новую информацию, что помогает не только при обучении, но и в профессиональной деятельности.
7) Соблюдение цифровой гигиены.
Необходимо ограничить время пользования гаджетами, не запрещать их совсем, но выделить несколько часов в день, обязательно рассказать ребенку, как вести себя в интернете. Остальное время наполнить совместными прогулками, поездками, спортом, музыкой, больше общаться со своими детьми.
8) И, самое главное, воспитание на собственном примере.
Любой ребенок невольно копирует модель поведения родителей. Если вы устраиваете ему «дни без гаджетов», а сами сидите в социальных сетях, если дети никогда не видят вас с книгой, если вы вечно переключаете каналы вместо того, чтобы остановиться на одном фильме или передаче, – никакие ваши умные тактики не подействуют.
Клиповое мышление — это не болезнь, а своего рода защитный механизм, позволяющий справляться с мощным потоком информации, в котором находится современный человек вообще и ребенок в частности. И тут можно ругать ребенка сколько угодно, только мышление от этого лучше не станет и думать по-другому ребенок не сможет, пока мы его не научим мыслить правильно.
В последнее время родители и специалисты бьют тревогу: дети не могут на чем-то долго сосредоточится, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, плохо усваивают информацию. Им не под силу прочитать большие повести даже по главам, они не умеют конспектировать. Не задумываются, что при решении задачи не может получиться 1,5 человека, а из 6 км невозможно вычесть 2 часа. При выполнении домашних заданий стараются воспользоваться всевозможными краткими сведениями, готовыми сочинениями, решебниками. Что с ними происходит и как им помочь?
Рассказывает педагог-психолог Туймазинского филиала ГБУ РЦСУ, Петрова Алия Рамилевна
В чем проблема?
Современное поколение детей очень сильно отличается от предыдущих. Дети и подростки по-другому смотрят на мир, чем их родители, которые учились на книгах, по-другому воспринимают новый материал: очень быстро и в другом объеме. Объясняется это тем, что у детей сформировано клиповое мышление – это особенность человека воспринимать мир как видеоклип через короткие яркие образы, не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий и информации. С клиповым мышлением не рождаются, оно формируется через просмотр современных сериалов, фильмов и мультфильмов, в процессе систематического просмотра коротких видеороликов, пролистывания ленты друзей в социальных сетях, чтения кратких пересказов литературных произведений и прочих феноменов, связанных с быстрым поверхностным потреблением информации в условиях нехватки времени.
Что делать?
Конечно, проще всего запретить детям пользоваться гаджетами и соцсетями, смотреть телевизор, современные фильмы, мультфильмы, видеоклипы и т.д. Но это, конечно, не разумно. Многие родители вообще уверены, что клиповое мышление – это сплошной вред для их детей. Но важно понять, что в такой реальности мы живем, и все, что нам остается, – это учиться правильно с ней взаимодействовать, учитывая эту особенность современных детей.
Есть несколько рекомендаций для родителей, которые помогут снизить негативные последствия клипового мышления у ребенка и, напротив, будут способствовать формированию у него полезных навыков. Вот эти «противоядия» от клипового мышления:
1) Чтение художественной литературы и просмотр старых фильмов.
Важно читать Пушкина, Толстого, Диккенса, Вольтера и других классиков отечественной и мировой литературы. Их произведения тренируют умение анализировать, учат размышлять. В отличие от телевидения, где восприятием зрителя управляют, при чтении художественной литературы человек создаёт образы самостоятельно. Представляет героев, события, обстановку. Поэтому родителям необходимо прививать ребенку любовь к чтению с детства. То же самое со старыми фильмами. В них обстановка меняется редко, диалоги между героями сложные. С непривычки это может показаться скучным занятием, но постепенно вы поймёте, как здорово следить за логически выверенным сюжетом.
2) Творческое письмо.
Написание сочинений, эссе, статей, собственных проектов, краткий анализ своих впечатлений от увиденного фильма, прочитанной книги может помочь детям в развитии аналитических и критических навыков. Дети учатся выражать и структурировать свои мысли, обогащая внутренний мир и приобретая навыки для эффективного общения.
3) «Метод парадоксов».
Парадокс значит противоречие. Дети с пассивным сознанием принимают многие утверждения на веру, но когда детям озвучиваются два взаимоисключающих утверждения, как правило, они задумываются. Например: Бетховен сочинял грандиозные симфонии, но при этом был глухим. Как это объяснить? Поиск парадоксов и противоречий учит размышлять.
4) Дискуссии.
Суперполезно детям устраивать дискуссии со сверстниками или взрослыми. Можно найти темы, которые вас действительно беспокоят (события в мире, экономика, культура). Участие в дискуссии учит их участников отстаивать свою точку зрения, и понимать противоположную, развивает логику.
5) День отдыха от информации.
В этот день нельзя ничего смотреть или читать. Потребление заменяется созиданием и творчеством: можно писать, рисовать, общаться оффлайн. В остальные дни важно следить за способом поглощения информации. Например, хотя бы не часто переключать каналы и смотреть полноценные фильмы, читать большие тексты.
6) Регулярное использование упражнений для мозга и нейрогимнастики.
Решение головоломок, игр на память и других упражнений для мозга способствует развитию познавательных навыков. Благодаря таким упражнениям легче запоминать новую информацию, что помогает не только при обучении, но и в профессиональной деятельности.
7) Соблюдение цифровой гигиены.
Необходимо ограничить время пользования гаджетами, не запрещать их совсем, но выделить несколько часов в день, обязательно рассказать ребенку, как вести себя в интернете. Остальное время наполнить совместными прогулками, поездками, спортом, музыкой, больше общаться со своими детьми.
8) И, самое главное, воспитание на собственном примере.
Любой ребенок невольно копирует модель поведения родителей. Если вы устраиваете ему «дни без гаджетов», а сами сидите в социальных сетях, если дети никогда не видят вас с книгой, если вы вечно переключаете каналы вместо того, чтобы остановиться на одном фильме или передаче, – никакие ваши умные тактики не подействуют.
Клиповое мышление — это не болезнь, а своего рода защитный механизм, позволяющий справляться с мощным потоком информации, в котором находится современный человек вообще и ребенок в частности. И тут можно ругать ребенка сколько угодно, только мышление от этого лучше не станет и думать по-другому ребенок не сможет, пока мы его не научим мыслить правильно.
254